Порядок выполнения текущего ремонта электродвигателя 6 кв. Техническое обслуживание,текущий ремонт двигателей
В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.
Текущий ремонт
Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.
Капитальный ремонт
Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.
Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.
После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).
Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода - волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.
При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.
Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.
Некоммерческое Партнерство «Инновации в электроэнергетике»
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
НАПРЯЖЕНИЕМ СВЫШЕ 1000 В МОЩНОСТЬЮ ОТ 100 КВТ И БОЛЕЕ
Общие технические условия на капитальный ремонт
Нормы и требования
Дата введения - 2010-01-11
Москва
2010
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании », а правила разработки и применения стандартов организации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к ремонту электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более и требования к качеству отремонтированных электродвигателей.
Стандарт разработан в соответствии с требованиями к стандартам организаций электроэнергетики «Технические условия на капитальный ремонт оборудования электростанций. Нормы и требования», установленными в разделе 7 СТО «Тепловые и гидравлические электростанции. Методика оценки качества ремонта энергетического оборудования».
Применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами ОАО РАО «ЕЭС России» и НП «ИНВЭЛ» позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в техническом регламенте по безопасности электрических станций и сетей.
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Центральное конструкторское бюро по модернизации и ремонту энергетического оборудования электростанций» (ЗАО «ЦКБ Энергоремонт»)
2 ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП «ИНВЭЛ» от 18.12.2009 №
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ»
Электродвигатели напряжением свыше 1000 в мощностью от 100 кВт и более
Общие технические условия на капитальный ремонт
Нормы и требования
Дата введения - 2010-01-11
1 Область применения
Настоящий стандарт организации:
Является нормативным документом, устанавливающим технические требования к ремонту асинхронных и синхронных электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более, а также на ремонт статоров и роторов вышеуказанных электродвигателей, направленные на обеспечение промышленной безопасности тепловых электрических станций, экологической безопасности, повышение надежности эксплуатации и качества ремонта;
Устанавливает технические требования, объем и методы дефектации, способы ремонта, методы контроля и испытаний к составным частям и электродвигателям напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более в целом в процессе ремонта и после ремонта;
Устанавливает объемы, методы испытаний и сравнения показателей качества отремонтированных электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более с их нормативными и доремонтными значениями;
Распространяется на капитальный ремонт асинхронных и синхронных электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более (далее - электродвигатели) тепловых электростанций;
Предназначен для применения генерирующими компаниями, эксплуатирующими на тепловых электростанциях, ремонтными и иными организациями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования электростанций.
Стандарт организации не распространяется на электродвигатели постоянного тока и специального исполнения (взрывозащищенные, водонепроницаемые, газонепроницаемые, влагостойкие, морозостойкие, химостойкие).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и другие нормативные документы:
Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
3.2 Обозначения и сокращения
НТД - нормативная и техническая документация;
ОТУ - общие технические условия;
ТУ - технические условия.
4 Общие положения
4.1 Подготовка электродвигателей к ремонту, вывод в ремонт, производство ремонтных работ и приемка из ремонта должны производиться в соответствии с нормами и требованиями СТО 70238424.27.100.017-2009 .
Требования к ремонтному персоналу, гарантиям производителя работ по ремонту установлены в СТО 17330282.27.100.006-2008.
4.2 Выполнение требований настоящего стандарта определяет оценку качества отремонтированных электродвигателей. Порядок проведения оценки качества ремонта электродвигателей устанавливается в соответствии со стандартом организации СТО , утвержденным Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 275 от 23.04.07 г.
4.3 Требования настоящего стандарта, кроме капитального, могут быть использованы при среднем и текущем ремонтах электродвигателей. При этом учитываются следующие особенности их применения:
Требования к составным частям и электродвигателям в целом в процессе среднего или текущего ремонта применяются в соответствии с выполняемой номенклатурой и объемом ремонтных работ;
Требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированного электродвигателя с их нормативными и доремонтными значениями при среднем ремонте применяются в полном объеме;
Требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированного электродвигателя с их нормативными и доремонтными значениями при текущем ремонте применяются в объеме, определяемом техническим руководителем электростанции и достаточным для установления работоспособности электродвигателя.
4.4 При расхождении требований настоящего стандарта с требованиями других НТД, выпущенных до утверждения настоящего стандарта, необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта.
При внесении предприятием-изготовителем изменений в конструкторскую документацию на электродвигатели и при выпуске нормативных документов органов государственного надзора, которые повлекут за собой изменение требований к отремонтированным составным частям и к электродвигателям в целом, следует руководствоваться вновь установленными требованиям вышеуказанных документов до внесения соответствующих изменений в настоящий стандарт.
4.5 Требования настоящего стандарта распространяются на капитальный ремонт электродвигателя в течение полного срока службы, установленного в НТД на поставку электродвигателей или в других нормативных документах. При продлении в установленном порядке продолжительности эксплуатации электродвигателей сверх полного срока службы, требования настоящего стандарта применяются в разрешенный период эксплуатации с учетом требований и выводов, содержащихся в документах на продление продолжительности эксплуатации.
5 Общие технические сведения
5.1 Электродвигатели предназначены для продолжительного режима работы в качестве привода станционных насосов (питательных, циркуляционных, конденсатных, химических, пожарных и т.д.) различной производительности и напора, мельниц для размола топлив, тягодутьевых машин (вентиляторов и дымососов различного назначения) и т.п.
5.2 Электродвигатели состоят из:
Станины;
Статора;
Ротора;
Обмоток и изоляции;
Щеточно-контактного аппарата (для электродвигателей с фазным ротором);
Подшипников качения;
Подшипников скольжения и подпятников;
Воздухоохладителей (маслоохладителей) встроенных в статор;
Коробки выводов;
Вентилятора на валу ротора.
5.3 Конструктивные характеристики, рабочие параметры и назначение электродвигателей должны соответствовать техническим условиям и паспортам завода - изготовителя на поставку.
5.4 Стандарт разработан на основе конструкторской документации заводов-изготовителей и учитывает требования ГОСТ 9630 , ГОСТ 17494 , ГОСТ 20459 и ГОСТ Р 51757 .
6 Общие технические требования
6.1 Требования к метрологическому обеспечению ремонта электродвигателей:
Средства измерений, применяемые при измерительном контроле и испытаниях, не должны иметь погрешностей, превышающих установленные ГОСТ 8.051 с учётом требований ГОСТ 8.050 ;
Средства измерений, применяемые при измерительном контроле и испытаниях, должны быть поверены в установленном порядке и пригодны к эксплуатации;
Нестандартизованные средства измерений должны быть аттестованы;
Допускается замена средств измерений, предусмотренных в настоящем стандарте, если при этом не увеличивается погрешность измерений и соблюдаются требования безопасности выполнения работ;
Допускается применение дополнительных вспомогательных средств контроля, расширяющих возможности технического осмотра, измерительного контроля и неразрушающих испытаний, не предусмотренных в настоящем стандарте, если их использование повышает эффективность технического контроля;
Оборудование, приспособления и инструмент для обработки и сборки должны обеспечивать точность, которая соответствует допускам, приведенным в конструкторской документации.
6.2 При выполнении капитального ремонта электродвигателя используются методы, объём и средства технического контроля, определяющие соответствие деталей, сборочных единиц и электродвигателя в целом требованиям пунктов - настоящего стандарта.
6.3 Визуальный контроль без использования дополнительных средств контроля выполняется по пунктам: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , ; ; ; ; ; ; .
6.4 Измерительный контроль выполняется с использованием средств измерений в соответствии с таблицей .
Таблица 1
Средства измерений |
|
Штангенциркуль, шаблон резьбовой |
|
Штангенциркуль, микрометр |
|
Штангенциркуль, нутромер, микрометр, калибр пазовый |
|
Микрометр, линейка, профилограф-профилометр |
|
Лупа 5 - 7 кратного увеличения, набор щупов |
|
Мегомметр |
|
Лупа 5 - 7 кратного увеличения, штангенциркуль |
|
Индикатор |
|
Штангенциркуль |
|
Виброметр, термометр |
|
Индикатор, набор щупов, штангенциркуль |
|
Прибор БИП-7 |
|
Штангенциркуль |
|
Линейка, набор щупов |
|
Мегомметр |
|
Штангенциркуль, набор щупов |
|
Секундомер |
|
Набор щупов |
|
Штангенциркуль, набор щупов, мегомметр |
|
Виброметр |
Место и способ маркировки должны соответствовать требованиям конструкторской документации.
При разборке электродвигателя не разрешается наносить метки на посадочные, уплотняющие и стыковочные поверхности.
6.7 Способы разборки (сборки), очистки, применяемый инструмент и условия временного хранения составных частей должны исключать их повреждение.
6.9 При разборке (сборке) составных частей должны быть приняты меры по временному креплению освобождаемых деталей во избежание их падения или перемещения.
Сборочные единицы электродвигателей, детали подшипников, валы роторов и другие неокрашенные поверхности перед дефектацией должны быть очищены от масла, внешних загрязнений и окислов до второй степени по ГОСТ 9.402 . Внутренние поверхности щитов, вентиляторы и другие неокрашенные узлы и составные части должны быть очищены до полного выявления лакокрасочного покрытия, а при повреждении его - до третей степени по ГОСТ 9.402 .
Места для подсоединения заземляющего провода на электродвигателе должны быть зачищены от лакокрасочного покрытия.
Контактные поверхности токопроводящих деталей должны быть защищены кабельной бумагой по ГОСТ 645 ;
Поверхности вала ротора и лабиринтные канавки на нём обернуты парафинированной бумагой по ГОСТ 9569 или резиной листовой по ГОСТ 7338 ;
Контактные кольца ротора должны быть обернуты картоном электроизоляционным по ГОСТ 2850 ;
При работе с открытым пламенем в пределах лобовых частей обмотки статора и ротора изоляция обмотки должна быть защищена от повреждений мокрым асбестовым картоном по ГОСТ 2850 и (или) асбестовым полотном по ГОСТ 6102 ;
При снятии подшипников с вала ротора шейки вала должны быть защищены асбестовым полотном по ГОСТ 6102 .
Допускается не снимать с ротора электродвигателя подшипники качения для контроля посадок, если в сборке не обнаружено ослабление посадки и дефектов подшипников.
6.14 Изоляция обмоток электродвигателей должна быть выполнена на основе термореактивных электроизоляционных материалов класса нагревостойкости не ниже В по ГОСТ 8865 .
Тип изоляции - согласно конструкторской документации на конкретный электродвигатель.
Забоины, задиры, надломы, выкрашивания и срывы резьбы, коррозионные язвы рабочей части резьбы глубиной более половины высоты профиля резьбы более чем на двух нитках;
Односторонний зазор более 1,7 % от размера «под ключ» между опорной поверхностью головки болта (гайки) и поверхностью деталей после установки болта (гайки) до касания с деталью;
Повреждения головок болтов (гаек) и шлицев в винтах, препятствующие завинчиванию с необходимыми усилиями.
6.20 Резьбовые соединения должны быть очищены от грязи, прокалиброваны и смазаны солидолом по ГОСТ 1033 .
Конические штифты должны быть заменены, если плоскость наибольшего диаметра штифта заглубляется ниже плоскости детали более 10 % ее толщины.
Цилиндрические и конические штифты должны быть заменены, если на их рабочей поверхности имеются задиры, забоины, коррозионные язвы на площади, превышающей 20 % площади сопряжения и (или) резьбовая часть имеет повреждения, указанные в .
Электроды перед использованием необходимо прокалить в печи по режиму прокалки, рекомендованному для электродов данной марки.
Признаками нарушения является: изменение цвета участка наружного покрытия, вытекание припоя, увеличение хрупкости изоляции в сравнении с другими соединениями.
Таблица 2
Кольцевые риски на валу; Слабая затяжка крепёжной круглой гайки; Цвета побежалости на сопряженных поверхностях; Срыв стопорного выступа шайбы. Трещины или скалывания на деталях качения и беговых дорожках; Повреждение сепаратора; Забоины, матовость поверхности, коррозионные язвы и другие дефекты на дорожках или деталях качения; Радиальные зазоры, которые выходят за предельно допустимые значения; Остаточный магнетизм, который определяют, используя ферромагнитный порошок (измельченную железную окалину Fe 3 O 4 , просеянную через сито с полутомпаковой сеткой 009К по ГОСТ 6613). Для устранения дефекта установить дополнительные прокладки и (или) произвести сварку. Поджатие деталей должно составлять от 15 до 35 % толщины и распределяться равномерно по всему периметру; Поверхности уплотняющих деталей, установленных в закрытых соединениях, должны смазываться смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433 ; смазка уплотняющих деталей, установленных в плоских фланцевых соединениях, не допускается; Уплотняющие детали не должны иметь трещин, расслоений, пор, пузырьков, надрывов, ломкости и размягчения. Электрокартонные прокладки, гильзы, деревянные клинья и изоляционные пластмассовые трубки при выполнении ремонта с заменой обмоток должны быть заменены независимо от технического состояния. 6.37 Материалы, применяемые для ремонта, должны соответствовать требованиям конструкторской документации на электродвигатель. Качество материала должно быть подтверждено сертификатом завода-поставщика. 6.38 Электроды, которые используются при сварке и наплавке, должны соответствовать маркам, указанным в технической документации завода-изготовителя. Качество электродов должно быть подтверждено сертификатом. 6.39 Все материалы, которые используются для изготовления составных частей электродвигателя, должны пройти входной контроль по ГОСТ 24297 . 6.40 Запасные части, используемые для ремонта, должны иметь сопроводительную документацию предприятия-изготовителя, подтверждающую их качество. Перед установкой запасные части должны быть подвергнуты входному контролю в объёме требований настоящего стандарта и НТД на ремонт конкретного электродвигателя. Измерить амплитуду виброперемещения на верхней крестовине, подшипниковых опорах, корпусе электродвигателя в трех направлениях; Измерить температуру масла вкладышей, сегментов подпятника и подшипников; Проверить эффективность работы системы охлаждения; Проверить отсутствие утечки масла через неплотности соединения узла подшипника, подводящих и сливных патрубков, трещин в корпусе масляных ванн. Осмотреть шпильки, изоляторы, коробки выводов; Измерить радиальное биение на рабочем конце фланца вала; Измерить зазоры между валом и лабиринтными уплотнениями; Измерить перемещение ротора в осевом направлении (у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения). 7 Требования к составным частям7.1 Статор Устранение дефектов производить сваркой и (или) зачисткой. Поврежденная изоляция между сегментами должна быть восстановлена, надломанные части сегментов удалены. Лезвие контрольного ножа от усилия руки (от 100 до 120 Н) не должно входить между сегментами на глубину более 3 мм. Очистку изоляции от грязи; Сушку изоляции; Требования к сопротивлению изоляции обмотки и коэффициента абсорбции по ГОСТ 183 . 7.1.4 Нарушения электрической прочности корпусной изоляции катушек, соединительных и выводных шин не допускается. Для устранения дефектов произвести ремонт и (или) заменить обмотку. Требования к электрической прочности изоляции - по ГОСТ 11828 . 7.2 Ротор Устранение дефектов производить восстановлением поверхностей, напылением и (или) наплавкой с последующей механической обработкой. Допуски биения полумуфты и контактных колец - согласно конструкторской документации на электродвигатель. При простукивании молотком массой 0,2 кг перемещение балансировочного груза в любом направлении не допускается. Точность балансировки должна соответствовать 4 классу по ГОСТ 22061 . Остаточный дисбаланс после балансировки ротора не должен превышать значений, приведенных в конструкторской документации на электродвигатель. Для устранения дефектов произвести сварку или заменить стержни. Величина магнитного потока рассеивания стержней короткозамкнутой обмотки должна отличаться друг от друга и раньше измеренных не более чем на 5 %. Дефектные проволочные бандажи подлежат замене. Витки нового бандажа должны быть уложены согласно конструкторской документации. Очистку изоляции от грязи; Сушку изоляции; Ремонт и замену изоляции обмотки. При сопротивлении изоляции ниже нормы выполнить: Очистку изоляции обмотки; Сушку изоляции обмотки; Ремонт или замену изоляции обмотки. 7.4 Подшипники качения Дефектные подшипники подлежат замене. 7.5 Подшипники скольжения и подпятники 7.5.1 Трещины, непровары сварочных соединений в корпусе не допускаются. Устранение дефектов произвести сваркой. Рабочая поверхность должна быть чистой и блестящей. Требования к сопротивлению изоляции термометров, сопротивлению вкладышей, сегментов подпятника устанавливаются конструкторской документацией. 7.6 Воздухоохладители (маслоохладители) 7.6.1 Загрязнение и повреждения трубок не допускается. Загрязнение устраняется продувкой трубок воздухом или паром, а деформации устраняются рихтовкой трубок. Для устранения дефектов выполнить: Развальцовку; Заглушку трубок; Заварку; Замену уплотняющих деталей. Количество закупоренных и ранее заглушенных трубок не должно быть более 10 % от общего количества трубок в воздухоохладителе (маслоохладителе), если нет других указаний предприятия-изготовителя. 7.7 Щиты Допускается устранение дефектов сваркой. Для устранения дефектов произвести заварку ванн, замену уплотнительных деталей. 8 Требования к сборке и отремонтированному электродвигателю8.1 Сборка электродвигателя должна производиться по конструкторской документации на электродвигатель. 8.2 К сборке допускаются составные части, удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта и НТД на конкретный электродвигатель. Воздушные зазоры между сталью ротора и статора, измеренные в местах, расположенных по окружности ротора и сдвинутых друг относительно друга на угол 90°, или в местах, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться больше чем на 10 % от средней величины; Расстояние между обоймой щёткодержателя и рабочей поверхностью контактных колец должно быть от 1,5 до 4 мм; Площадь прилегания щетки к контактному кольцу должна быть не менее 80 % площади её сечения; На щёточном аппарате должны быть установлены щётки одной марки и размера согласно конструкторской документации на электродвигатель; Зазоры между ротором и вкладышами подшипников скольжения, а также между его составными частями, должны соответствовать требованиям конструкторской документации на электродвигатель; Сопротивление изоляции изолированных стояковых подшипников относительно фундаментной плиты должно быть не меньше чем 0,5 МОм; Сопротивление изоляции сегментов подпятника должно быть не меньше, чем в требованиях конструкторской документации на электродвигатель. При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в таблице . Таблица 3
8.7 Уровень шума отремонтированных электродвигателей - по ГОСТ 16372 . 8.8 В отремонтированных электродвигателях должны сохраняться номинальные параметры: мощность, напряжение, ток и частота вращения согласно паспортным данным завода-изготовителя. Допускается изменение номинальных параметров по просьбе заказчика после подтверждения их соответствующими расчетами и при соблюдении требований ГОСТ 12139 . 9 Испытания и показатели качества отремонтированных электродвигателей9.1 Качество ремонта электродвигателя характеризует степень восстановления его эксплуатационных свойств, включая надежность, экономичность и поддержание этих качеств в течение определенной наработки и, следовательно, оценка качества ремонта должна основываться на сравнительном сопоставлении показателей качества отремонтированного электродвигателя с нормативными значениями, определяемыми по ГОСТ 12139 , ГОСТ 28173 , стандарту организации СТО , утвержденным Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 275 от 23.04.07 г. и ТУ на поставку электродвигателей. 9.2 Номенклатура показателей качества электродвигателей, по которым производится сравнительное сопоставление показателей до и после ремонта, приведена в таблице . Таблица 4 - Номенклатура составляющих показателей качества электродвигателей до и после ремонта
9.3 Электродвигатели, отремонтированные без изменения параметров, подлежат приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ 183 и РД 34.45-51.300-97 . 9.4 Отремонтированные электродвигатели с изменением параметров подлежат типовым испытаниям по ГОСТ 11828 . 9.5 Методы приемо-сдаточных испытаний электродвигателей должны соответствовать ГОСТ 7217 , ГОСТ 9630 , ГОСТ 10169 , ГОСТ 11828 . 9.6 При выдаче из ремонта электродвигателя необходимо выполнить следующие измерения и испытания: Измерить перемещение ротора в осевом направлении (у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения); Измерить величину воздушного зазора между сталью ротора и статора, если позволяет конструкция электродвигателя; Измерить зазор между валом и лабиринтными уплотнениями; Измерить радиальное биение на рабочем конце вала; Измерить сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции обмотки статора; Для синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором измерить сопротивление изоляции обмотки ротора; Измерить сопротивление фаз обмотки статора и ротора постоянному току (сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором); Провести испытания повышенным напряжением обмотки статора, ротора (для синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором); Проверить шпильки изоляторов; Измерить зазоры в подшипниковых узлах; Измерить сопротивление изоляции подпятников; Проверить уровень масла в крестовинах, масляных ваннах, камерах подшипников; Проверить отсутствие течи масла через неплотность в соединении узла подшипника, подводящих и сливных патрубков, трещин в корпусе масляных ванн; Измерить температуру охлаждающей воды; Проверить работу электродвигателя на холостом ходу не менее 1 часа, измерить ток холостого тока; Измерить амплитуду виброперемещения или среднеквадратическое значение вибрационной скорости на верхней крестовине, подшипниковых опорах, корпусе электродвигателя в трёх направлениях; Проверить работу электродвигателя под нагрузкой при мощности, потребляемой от сети, не менее 50 % номинальной мощности не менее 48 часов; Измерить температуру масла, подшипников, вкладышей, сегментов; Измерить температуру обмотки статора; Измерить температуру сердечника статора; Проверить эффективность работы системы охлаждения. 9.7 Значение испытательного напряжения частоты 50 Гц принимается согласно таблице . Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин. Таблица 5
9.8 Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции обмоток приведены в таблице . Таблица 6
9.9 Для измерения сопротивления изоляции допускается использование метода одноминутного измерения. 9.10 Измерение сопротивления изоляции обмоток статора производится мегомметром на напряжение 2500 В - при номинальном напряжении обмотки выше 1000 В, мегомметром на напряжение 1000 В - при номинальном напряжении обмотки от 500 до 1000 В, мегомметром на напряжение 500 В - при номинальном напряжении обмотки до 500 В, класса точности не хуже 2,5. 9.11 Измерение сопротивления изоляции обмотки ротора асинхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором производится мегомметром на напряжение 1000 В (допускается 500 В). При ремонте электродвигателей с заменой обмотки ротора сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм. При ремонте электродвигателя без замены обмотки ротора сопротивление изоляции не нормируется. 9.12 Измерение сопротивления подшипниковых узлов проводится мегомметром на напряжение 1000 В. 9.13 Применяемые при испытаниях измерительные приборы должны соответствовать ГОСТ 11828 . 9.14 Измерение сопротивления обмотки статора и ротора проводится при температуре от 10 до 30 °С. 9.15 Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток не должны отличаться друг от друга и от исходных значений более чем на 2 %. 9.16 Допустимые значения зазоров в подшипниках скольжения электродвигателя приведены в таблице 7 |
0,100 - 0,195 |
0,150 - 0,285 |
0,260 - 0,530 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Св. 180 до 260 включ. |
0,120 - 0,225 |
0,180 - 0,300 |
0,30 - 0,60 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Св. 260 до 360 включ. |
0,140 - 0,250 |
0,210 - 0,380 |
0,34 - 0,68 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Св. 360 до 600 включ. |
0,170 - 0,305 |
0,250 - 0,440 |
0,36 - 0,76 |
9.17 В случае невозможности проведения каких-либо испытаний при сдаче в ремонт и приемке из ремонта объём и методы испытаний, а также условия их проведения устанавливаются заказчиком вместе с исполнителем ремонта в зависимости от типа, назначения электродвигателя, возможностей проведения испытаний.
10 Требования к обеспечению безопасности
10.1 Специальные приспособления для поднимания и транспортирования (рым-болты, ушки, отверстия) на отремонтированных составных частях и деталях электродвигателя должны полностью соответствовать требованиям конструкторской документации.
10.2 При выполнении ремонта электродвигателей (составных частей) должны соблюдаться требования безопасности, в том числе пожарной, установленные в ГОСТ 12.2.007.0 .
10.4 Критерии вибрационной безопасности - по ГОСТ 12.1.012 .
11 Оценка соответствия
11.1 Оценка соответствия производится в соответствии с СТО 17230282.27.010.002-2008.
11.2 Оценка соответствия соблюдения технических требований, объема и методов дефектации, способов ремонта, методов контроля и испытаний к составным частям и электродвигателям в целом нормам и требованиям настоящего стандарта осуществляется в форме контроля в процессе ремонта и при приемке в эксплуатацию.
11.3 В процессе ремонта производится контроль за выполнением требований настоящего стандарта к составным частям и электродвигателям в целом при производстве ремонтных работ, выполнении технологических операций ремонта и поузловых испытаниях.
При приемке в эксплуатацию отремонтированных электродвигателей производится контроль результатов приемо-сдаточных испытаний, работы в период подконтрольной эксплуатации, показателей качества, установленных оценок качества отремонтированных электродвигателям и выполненных ремонтных работ.
11.4 Результаты оценки соответствия характеризуются оценками качества отремонтированного электродвигателям и выполненных ремонтных работ.
11.5 Контроль за соблюдением норм и требований настоящего стандарта осуществляют органы (департаменты, подразделения, службы), определяемые генерирующей компанией.
11.6 Контроль за соблюдением норм и требований настоящего стандарта осуществляется по правилам и в порядке, установленном генерирующей компанией.
Библиография
Ю.B. Трофимов
Исполнители
Главный специалист
Ю.П.
Косинов
Ю.B. Трофимов
Исполнители
Главный специалист
Ю.П. Косинов
2.1 Осмотры, их периодичность и содержание
Осмотры электродвигателей, находящихся в эксплуатации, систем их управления и защиты проводят по графику, утвержденному главным энергетиком предприятия. Осмотр и проверку целостности заземления проводят ежедневно (при наличии дежурного) .
При осмотре электродвигателей напряжением до 10 кВ (синхронных и асинхронных) контролируют температуру подшипников, обмоток, корпусов, нагрузку, вибрацию. Проверяют чистоту машины, помещения, охлаждающей среды, работу подшипников и щеточного аппарата, исправность ограждений.
Измерение температуры подшипников производят методом термометра. У подшипников качения измеряют температуру на внешнем кольце в момент останова машины, у подшипников скольжения - температуру вкладыша или масла, у подшипников скольжения с принудительной смазкой - температуру вкладыша или выходящего масла.
Если электрическая машина имеет со стороны привода общий с присоединенным механизмом подшипник, конструктивно принадлежащий этому механизму, то измерение температуры этого подшипника не входит в объем испытания электрической машины.
Предельная допустимая температура подшипников не должна превышать следующих значений: для подшипников скольжения 80 °С (температура масла при этом не должна быть более 65 °С), для подшипников качения 100 °С. Более высокая температура допускается, если применены специальные подшипники качения или специальные сорта масел при соответствующих вкладышах для подшипников скольжения.
2.2 Текущие ремонты, их содержание
При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы:
- проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя;
- чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединение проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции И выводных концов, смену электрощеток;
- смену и долив масла в подшипники.
При необходимости производят:
- полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
- промывку узлов и деталей электродвигателя;
- замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покровным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в случае необходимости), смену фланцевых прокладок;
- замену изношенных подшипников качения;
- промывку подшипников скольжения, их перезаливку, заварку и проточку крышек электродвигателя, частичную пропайку петушков; проточку и шлифование колец; ремонт щеточного механизма и коллектора; проточку коллектора и его продороживание; Сборку и проверку работы электродвигателя на холостом ходу и под нагрузкой.
2.3 Профилактические испытания электродвигателей. Сушка обмоток
В процессе обслуживания периодически проверяют сопротивление изоляции подшипников и двигателя. Для обмоток статора сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм, для обмоток ротора-1,5 МОм, для подшипников - 0,5 МОм. Если уровни изоляции не соответствуют указанным, обмотки сушат, а у подшипников проверяют и при необходимости заменяют изоляцию. Снижение электрической прочности объясняется способностью хлопчатобумажных и волокнистых материалов изоляции увлажняться.
О степени увлажнения изоляции машин судят по значениям сопротивления изоляции относительно корпуса и между обмотками и по коэффициенту абсорбции. Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже 1,3 при использовании для измерения мегаомметра на 2500 В.
Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3) В. Если сопротивление изоляции обмоток ниже нормы, то обмотки очищают от пыли и грязи, протирают бензином, холодным четыреххлористым углеродом и после просушки покрывают изоляцию слоем лака. Электродвигатель сушат обычно в неподвижном состоянии одним из следующих способов: горячим воздухом от воздуходувки, токами короткого замыкания или индукционными токами в стали статора.
Сушку изоляции проводят при температуре, близкой к максимально допустимой - 80-85 °С.
При сушке двигателя периодически измеряют сопротивление изоляции обмоток и определяют коэффициент абсорбции для каждой обмотки. Полученные данные заносят в журнал сушки электродвигателя. Перед измерением сопротивления изоляции обмотку разряжают на землю не менее 2 мин, если незадолго до этого производилось измерение изоляции или испытание повышенным напряжением. Ввиду отсутствия нормальной вентиляции при сушке током осуществляют повышенный контроль за нагревом двигателя, если при достижении наивысшей допустимой температуры нельзя уменьшить напряжение на зажимах статора, нужно периодически отключать напряжение, требуемая температура сушки будет обеспечиваться перерывами в подаче тока в статор.
Сушку двигателя заканчивают, если коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции остаются неизменными в течение 3 - 5 ч при постоянной температуре. Обычно сушка двигателя, например АЗ-4500-1500, продолжается от 2 до 4 суток в зависимости от состояния изоляции.
При температуре 85 °С в начальный период сушки сопротивление изоляции обмоток электродвигателя постепенно понижается, а затем через 20-30 ч сопротивление изоляции начинает возрастать, температурная кривая повышается и к концу сушки сопротивление изоляции стабилизируется на значениях 250 - 300 МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится.
Сопротивления изоляции обмоток электрических машин после сушки должны быть не ниже:
- статоров машин переменного тока с рабочим напряжением выше 1000 В - 1 МОм на 1 кВ рабочего напряжения; до 1000 В -0,5 МОм на 1 кВ;
- якоря машин постоянного тока напряжением до 750 В - 1 МОм на 1 кВ.
- роторов асинхронных и синхронных электродвигателей, включая цепь возбуждения, - 1 МОм на 1 кВ, но не менее 0,2- 0,5 МОм;
- электродвигателей напряжением 3000 В и более: статоров - 1 МОм на 1 кВ, роторов - 0,2 МОм на 1 кВ
2.4 Температурный контроль обмоток
Температура обмотки статора не должна превышать на 75 °С, а обмотки ротора на 85 °С температуру охлаждающего воздуха. При профилактических осмотрах (не реже одного раза в 3 месяца) снимают щиты и производят тщательную очистку двигателя, прочищают лобовые части статорной и роторной обмоток, продувают чистым сжатым воздухом, выверяют воздушный зазор с обеих сторон. Во время работы наблюдают за состоянием смазки подшипников. Смазочные кольца не должны иметь как медленного, так и быстрого хода; масло из подшипников не должно попадать на обмотки. Для охлаждения двигателя используют воздух с температурой не выше 35 °С при относительной влажности не выше 75%, не содержащий пыли и взрывоопасных примесей. Если окружающая температура низка, то при длительных остановках двигателя нужно его прогревать током или другим способом, так чтобы температура обмоток была не ниже + 5 °С.
В случаях, когда температура окружающего воздуха превышает 35 °С, нужно снизить нагрузку двигателя так, чтобы нагрев его отдельных частей не превышал допустимых заводских значений. При нагреве обмотки или железа двигателя выше норм следует остановить двигатель и проверить вентиляционную систему. Особое внимание обращают на чистоту вентиляционных каналов статора и ротора, исправность вентиляционных крыльев.
Перегрев двигателя сверх допустимых температур в течение длительного времени резко сокращает срок службы изоляции обмоток и может привести к ее повреждению и аварии. Двигатель может нагреваться и от перегрузки током при неисправности амперметра. Поэтому, если во время осмотра обнаружено такое нарушение в работе, следует проверить контрольным амперметром ток двигателя и в случае его превышения по сравнению с номинальным снизить нагрузку. Меры по снижению температуры электродвигателя принимают в зависимости от причин, вызывающих перегрев.
Тепловой контроль за нагревом отдельных элементов электродвигателя осуществляют с помощью термометров сопротивления, включенных на логометр, и частично ртутными термометрами (рисунок 2).
Если цикл охлаждения замкнут, то температура 40 °С входящего в электродвигатель воздуха и 35 °С в возбудитель считаются нормальными.
Если температуры входящего воздуха отличаются от указанных, мощности, при которых следует использовать двигатель, не должны превосходить значений, указанных ниже:
Температура входящего воздуха, °С 55 50 45 40 30
Максимальная мощность, % номинальной 67,5 82,5 92,5 100 106
Рисунок 2 – Схема теплового контроля электродвигателя СТМ-4000-2:
А - электродвигатель, Б - возбудитель, В - воздухоочиститель, 1, 3, 14, 17 - места измерения температуры холодного воздуха, 2, 15, 16-горячего воздуха, 4, 11 - подшипники двигателя, 5, 7,9 - температура «меди», 6, 8, 10 - температура «стали», 12, 13 - подшипники возбудителя, 18 - холодная вода, 19 - горячая вода
Добавить сайт в закладки
Разновидности ремонта электродвигателей
Любой электродвигатель, каким бы надежным он ни был, время от времени должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта. При длительной работе в нем могут появиться различные дефекты. Если их своевременно не устранить, то электродвигатель выйдет из строя аварийно с такими повреждениями, при которых придется полностью заменить обмотку. В некоторых случаях повреждения могут оказаться настолько большими, что восстановить электродвигатель будет невозможно и его придется списать в металлолом. Чем надежнее изготовлен электродвигатель, чем легче условия его работы, чем лучше надзор и уход за ним, тем меньше вероятность появления дефектов в нем и тем реже придется ремонтировать его.
Совсем отказаться от проведения предупредительного ремонта электродвигателей , однако, нельзя. В любом электродвигателе имеются подшипники качения или подшипники скольжения. Расчетный срок службы подшипников качения в среднем не превышает 8 000 - 10 000 ч., что составляет чуть больше одного года непрерывной работы.
На практике подшипники качения часто служат и больше этого срока. Но гарантировать высокую надежность при сверхсрочной работе шарикоподшипников и роликоподшипников нельзя. Поэтому если не заменить, то по крайней мере проверить подшипник, отработавший гарантированное число часов, необходимо.
В подшипниках скольжения при работе из-за выработки увеличивается зазор между шейкой вала и вкладышем. Если величина этого зазора превзойдет максимально допустимую нормами, то может повыситься вибрация ротора, а при дальнейшем срабатывании вкладыша ротор заденет за статор. Крупное повреждение электродвигателя в этом случае неизбежно. Поэтому необходимо следить за величиной зазора в подшипниках и своевременно производить перезаливку сработавшихся вкладышей.
Проверка и тем более замена подшипника качения или неразъемного подшипника скольжения требуют отсоединения электродвигателя от приводимой машины или механизма, развертывания электродвигателя на фундаменте, снятия с него полумуфты и торцовых крышек.
Для полной проверки электродвигателя после снятия торцевых крышек остается вынуть ротор, что при наличии приспособлений для выемки ротора большого труда не составляет. Выемка ротора для полной проверки необходима, так как некоторые дефекты статора и ротора можно обнаружить только при вынутом роторе.
Ремонт электродвигателя с полной разборкой называется капитальным ремонтом. В объем капитального ремонта, кроме полной разборки входят: чистка, осмотр и проверка статора и ротора, устранение выявленных дефектов (например перебандажировка схемной части обмотки статора, замена ослабевших клиньев и т. д.); покраска, если необходимо, лобовых частей обмотки и расточки статора, ротора; промывка и проверка подшипников; если необходимо, перезаливка подшипников скольжения или замена подшипников качения; проведение профилактических испытаний.
Кроме ремонта электродвигателя с полной разборкой, производится так называемый текущий ремонт, при котором заменяется смазка и измеряются зазоры в подшипниках скольжения или добавляется смазка и осматриваются сепараторы в подшипниках качения, производятся чистка и обдувка статора и ротора от пыли при снятой задней крышке, производится осмотр обмоток и стали в доступных местах.
В какие же сроки должен производиться ремонт электродвигателей?
По ПТЭ капитальный ремонт с выемкой ротора электродвигателей ответственных механизмов, работающих в тяжелых условиях по температуре и загрязненности окружающего воздуха, должен производиться не реже 1 раза в 2 года. Для электродвигателей, работающих в нормальных условиях, срок капитального ремонта устанавливается в зависимости от местных условий. Периодичность текущего и капитального ремонтов устанавливается главным инженером
К числу ответственных механизмов относятся дымососы, дутьевые и мельничные вентиляторы, вентиляторы первичного воздуха, питательные, конденсатные и циркуляционные насосы, двигатель-генераторы и ряд других механизмов. В некоторых случаях к числу ответственных относятся также сетевые насосы.
Роль и значение указанных механизмов действительно велика. Например, отключение дымососа, дутьевого вентилятора или вентилятора первичного воздуха приведет, в лучшем случае, к снижению нагрузки или полной остановке котла, а в худшем, если откажет блокировка, и к взрыву в котле. Отключение питательного насоса при отказе автоматического включения резервного насоса приведет к остановке котла, а при промедлении с остановкой котла - и к его повреждению из-за упуска воды.
Практически большинство крупных электродвигателей, установленных на электростанции, являются ответственными. Исключение составляют электродвигатели мельниц, дробилок, компрессоров и некоторые другие. Их отключение не вызовет немедленного снижения нагрузки и повреждения котла и турбины. Однако при выходе из строя этих электродвигателей на время их ремонта или замены на электростанции может сложиться аварийное положение, иногда со снижением нагрузки.
Деление электродвигателей на ответственные и неответственные оправдано при решении вопроса о том, какие из них следует обеспечить самозапуском в момент восстановления напряжения на собственных нуждах после аварийного положения, а какие можно при этом отключить, чтобы облегчить пуск ответственных двигателей. При определении сроков ремонта делить средние и крупные электродвигатели на ответственные и неответственные вряд ли целесообразно. Не следует забывать, что выход из строя электродвигателя мощностью в несколько сотен киловатт, где бы он ни был установлен, принесет большой ущерб производству.
Вполне очевидно, что рисковать выходом такого электродвигателя из строя из-за несвоевременного предупредительного ремонта недопустимо. Поэтому все средние и крупные электродвигатели при определении сроков между ремонтами целесообразно считать ответственными.
В отношении мелких двигателей (мощностью до 100 кВт) следует придерживаться другого подхода.
Возможность появления устранимых дефектов в обмотке статора и ротора этих двигателей по сравнению с более крупными двигателями значительно ниже. Дефекты в шарикоподшипниках и роликоподшипниках этих двигателей, как правило, развиваются медленнее, чем в крупных, и их можно заблаговременно обнаружить и устранить, не доводя дело до выхода электродвигателя из строя. Наконец, если и произойдет повреждение двигателя, то стоимость его перемотки, по сравнению со стоимостью перемотки крупных электродвигателей, невелика.
Поэтому для мелких электродвигателей при определении сроков между ремонтами следует учитывать, на каких они механизмах установлены, на ответственных или нет.
Если они установлены на ответственных механизмах, то сроки между ремонтами должны обеспечить надежную и бесперебойную работу этих электродвигателей от ремонта до ремонта. В противном случае дело может кончиться серьезной аварией. Например, аварийный выход из строя небольшого электродвигателя насоса охлаждения генератора при отсутствии резерва может привести к снижению нагрузки или остановке генератора, а выход электродвигателя любого маслонасоса - к повреждению крупного агрегата, на котором установлен маслонасос.
Для мелких электродвигателей неответственных механизмов ремонт можно производить только при обнаружении какого-либо дефекта, или, как говорят, по мере необходимости.
Итак, по ПТЭ периодичность капитального и текущего ремонта электродвигателей, в зависимости от условий их работы, устанавливается главным инженером. Какими же соображениями следует руководствоваться при подготовке решения главного инженера?
Можно поступить просто. Всем электродвигателям, независимо от условий их работы, делать капитальный ремонт 1 раз в год. Раньше так и поступали. Но такое решение будет неправильным. Слишком частая разборка и сборка электродвигателей не только не повысит их надежность, но при недостаточно высоком качестве ремонта может привести к обратному результату. При неосторожной разборке может быть допущено задевание ротором или торцевой крышкой за обмотку и повреждение ее. Могут быть повреждены подшипники при неправильном набивании полумуфты. Эти повреждения не всегда обнаруживаются, и в результате электродвигатель выходит из строя через непродолжительное время после ремонта. Поэтому упор нужно делать не на более частый ремонт, а на более высокое качество его проведения.
Не следует забывать и главного: слишком частый ремонт приведет к ненужным, неоправданным трудовым и материальным затратам на ремонт электродвигателей.
Однако из сказанного не следует делать вывод, что во всех случаях капитальный ремонт 1 раз в год не нужен. Например, для вновь смонтированных электродвигателей, особенно средней и крупной мощности, первый капитальный ремонт имеет смысл проводить через год с начала эксплуатации. Деревянные клинья в пазах статора и прокладки под ними, если они изготовлены из недостаточно сухого материала, за это время успеют высохнуть и начнут выпадать. Из-за высыхания и механических воздействий от пусковых токов и токов нагрузки могут ослабнуть крепления лобовых частей. За год успеют проявиться и будут выявлены при разобранном двигателе большинство других дефектов, которые могли быть допущены при изготовлении электродвигателя на заводе.
Наконец, при осмотре разобранного электродвигателя будет установлено, насколько сильно он запылился, не перегревался ли, не попадает ли на обмотку масло из подшипников, как работали подшипники и т. д. По результатам осмотра будет приниматься решение о периодичности дальнейших ремонтов.
Срок выполнения последующих капитальных ремонтов, если электродвигатель работает нормально и замечаний по нему нет, как правило, будет определяться состоянием его подшипников.
При подшипниках скольжения решающим является величина зазора между вкладышем и валом. Срок службы подшипников скольжения колеблется в больших пределах, от одного-двух лет до десяти.
Указать заранее, через сколько лет придется перезаливать вкладыши подшипников, и определить тем самым срок капитального ремонта электродвигателей не представляется возможным.
Необходимо периодически 1 раз в год замерять зазоры в подшипниках электродвигателя и, если они возросли до величины, близкой к максимально допустимой, предусматривать на следующий год капитальный ремонт этого электродвигателя. Если зазор увеличился за короткий промежуток на большую величину, то капитальный ремонт следует выполнить при ближайшей возможности.
Практически капитальный ремонт электродвигателей с подшипниками скольжения в большинстве случаев достаточно производить 1 раз в 3 года или, судя по успешному опыту эксплуатации на ряде электростанций, еще реже. По-видимому, для таких электродвигателей целесообразно переходить на капитальный ремонт по мере необходимости и только первый ремонт производить через год с начала эксплуатации.
При определении периодичности капитального ремонта электродвигателей с подшипниками качения должны учитываться число часов работы электродвигателя в году и его быстроходность.
Для быстроходных электродвигателей (1 500 и особенно 3 000 об./мин) капитальный ремонт должен производиться по истечении 8 000 - 10 000 ч. работы. При этом целесообразно подшипники, отработавшие при 3 000 об./мин 8 000- 10 000 ч., заменять на новые, если в них даже не будет обнаружено внешних дефектов.
Для электродвигателей со скоростью 1000 об./мин и менее капитальный ремонт допустимо производить 1 раз в 3 года. Подшипники, не имеющие внешних дефектов, в этом случае можно оставлять на следующий срок.
Если в электродвигателе при его работе будут обнаружены дефекты, как, например, утечка масла из подшипника и попадание его на обмотку, или произойдет забивание вентиляционных каналов пылью, грязью, что приведет к повышенному нагреву активной стали и обмотки, то капитальный ремонт должен быть выполнен при первой возможности.
Капитальный ремонт электродвигателей желательно (но не обязательно) совмещать с проведением капитального ремонта основного агрегата (котла, турбины, насоса), к которому эти двигатели относятся. В этом случае ремонт может быть выполнен в достаточно продолжительный срок, без спешки и, следовательно, более качественно. Кроме того, при этом уменьшается число операций по выводу электродвигателей в ремонт, отпадает необходимость в дополнительной центровке электродвигателей с агрегатом.
Для мелких электродвигателей (мощностью до 100 кВт), установленных на ответственных механизмах, капитальный ремонт достаточно производить 1 раз в 2-3 года. Для электродвигателей мощностью до 100 кВт, установленных на неответственных агрегатах, вполне допустимо производить капитальный ремонт только при обнаружении какого-либо дефекта (по мере необходимости).
Текущий ремонт средних и крупных электродвигателей следует производить 1 раз в год.
Для мелких электродвигателей периодичность текущего ремонта определяется на основании результатов наблюдения за состоянием смазки в подшипниках.
Периодичность обдувки электродвигателей от пыли должна устанавливаться в зависимости от условий их работы.
Текущий ремонт выполняется для обеспечения и восстановления работоспособности электродвигателя. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей. Проводится на месте установки машины или в мастерской.
Периодичность выполнения текущего ремонта электродвигателей определяется системой ППР. Она зависит от места установки двигателя, типа станка или машины, в составе которой он используется, а также от продолжительности работы в сутки. Электродвигатели подвергаются текущему ремонту в основном 1 раз в 24 месяца.
При проведении текущего ремонта выполняются следующие операции: очистка, демонтаж, разборка и дефектация электродвигателя, замена подшипников, ремонт выводов, клеммной коробки, поврежденных участков лобовых частей обмотки, сборка электродвигателя, покраска, испытание на холостом ходу и под нагрузкой. У машин постоянного тока и электродвигателей с фазным ротором дополнительно выполняется ремонт щеточно-коллекторного механизма.
Таблица 1 Возможные неисправности электродвигателей и причины их вызывающие
Неисправность | Причины |
Электродвигатель не запускается | Обрыв в питающей сети или в обмотках статора |
Электродвигатель при пуске не проворачивается, гудит, нагревается | Отсутствует напряжение в одной из фаз, оборвана фаза, электродвигатель перегружен, оборваны стержни ротора |
Пониженная частота вращения и гул | Износ подшипников, перекос подшипниковых щитов, изгиб вала |
Электродвигатель останавливается при увеличении нагрузки | Пониженное напряжение сети, неправильное соединение обмоток, обрыв одной из фаз статора, межвитковое замыкание, перегрузка двигателя, обрыв обмотки ротора (у двигателя с фазным ротором) |
При пуске электродвигатель сильно шумит | Погнут кожух вентилятора или в него попали посторонние предметы |
Электродвигатель при работе перегревается, соединение обмоток правильное, шум равномерный | Повышенное или пониженное напряжение сети, электродвигатель перегружен, повышена температура окружающей среды, неисправен или засорен вентилятор, засорена поверхность двигателя |
Работающий двигатель остановился | Перерыв в подаче электроэнергии, длительное понижение напряжения, заклинивание механизма |
Пониженное сопротивление обмотки статора (ротора) | Загрязнена или отсырела обмотка |
Чрезмерный нагрев подшипников электродвигателя | Нарушена центровка, неисправны подшипники |
Повышенный перегрев обмотки статора | Оборвана фаза, повышено или понижено-питающее напряжение, машина перегружена, межвитковое замыкание, замыкание между фазами обмотки |
При включении электродвигателя срабатывает защита | Неправильно соединены обмотки статора, замыкание обмоток на корпус или между собой |
Текущий ремонт проводится в определенной технологической последовательности. До начала ремонта необходимо просмотреть документацию, определить наработку подшипников электродвигателя, установить наличие неустраненных дефектов. Для проведения работ назначается бригадир, готовятся необходимые инструменты, материалы, приспособления, в частности, подъемные механизмы.
Перед началом демонтажа электродвигатель отключается от сети, принимаются меры по исключению случайной подачи напряжения. Подлежащая ремонту машина очищается от пыли и грязи щетками, обдувается сжатым воздухом от компрессора. Отворачивают винты крепления крышки коробки выводов, снимают крышку и отсоединяют кабель (провода), подводящий питание к двигателю. Кабель отводят, соблюдая необходимый радиус изгиба, чтобы не повредить его. Болты и другие мелкие детали складывают в ящик, который входит в набор инструментов и приспособлений.
При демонтаже электродвигателя необходимо нанести керном метки, чтобы зафиксировать положение полумуфт относительно друг друга, а также отметить, в какое отверстие полумуфты входит палец. Прокладки под лапами следует связать и разметить, чтобы после ремонта каждую группу прокладок установить на свое место, это облегчит центровку электрической машины. Следует разметить также крышки, фланцы и другие детали. Несоблюдение этого правила может привести к необходимости повторной разборки.
Снимают электродвигатель с фундамента или рабочего места за рым-болты. Использовать для этой цели вал или подшипниковый щит запрещается. Для съема используются подъемные устройства.
Разборка электродвигателя выполняется с соблюдением определенных правил. Начинается она с удаления полумуфты с вала. При этом используются ручные и гидравлические съемники. Затем снимается кожух вентилятора и сам вентилятор, отвертываются болты крепления подшипниковых щитов, снимается задний подшипниковый щит легкими ударами молотка по надставке из дерева, меди, алюминия, вынимается ротор из статора, снимается передний подшипниковый щит, демонтируются подшипники.
После разборки выполняется очистка деталей сжатым воздухом с использованием волосяной щетки для обмоток и металлической для кожуха, подшипниковых щитов, станины. Засохшая грязь удаляется деревянной лопаточкой. Применять отвертку, нож и другие острые предметы запрещается. Дефектация электродвигателя предусматривает оценку его технического состояния и определение неисправных узлов и деталей.
При дефектации механической части проверяется: состояние крепежных деталей, отсутствие трещин корпуса и крышек, износ посадочных мест под подшипники и состояние самих подшипников. В машинах постоянного тока серьезным узлом, подлежащим всестороннему рассмотрению, является щеточно-коллекторный механизм.
Здесь наблюдаются повреждения щеткодержателя, трещины и сколы на щетках, износ щеток, царапины, и выбоины на поверхности коллектора, выступление миканитовых прокладок между пластинами. Большинство неисправностей щеточно-коллекторного механизма устраняется при текущем ремонте. В случае наличия серьезных повреждений этого механизма машина отправляется в капитальный ремонт.
Неисправности электрической части скрыты от глаза человека, обнаружить их труднее, нужна специальная аппаратура. Число повреждений обмотки статора при этом ограничено следующими дефектами: обрыв электрической цепи, замыкание отдельных цепей между собой или на корпус, витковые замыкания.
Обрыв обмотки и замыкание ее на корпус может быть обнаружено с использованием мегаомметра. Витковые замыкания определяются с помощью аппарата ЕЛ-15. Обрыв стержней короткозамкнутого ротора находят на специальной установке. Неисправности, устраняемые при проведении текущего ремонта (повреждение лобовых частей, обрыв или обгорание выводных концов), могут быть определены мегаомметром или визуально, в отдельных случаях требуется аппарат ЕЛ-15. При проведении дефектации измеряется сопротивление изоляции для установления необходимости сушки.
Непосредственно текущий ремонт электродвигателя заключается в следующем. При срыве резьбы нарезается новая (к дальнейшей эксплуатации допускается резьба, имеющая не более двух срезанных ниток), болты заменяются, крышка заваривается. Поврежденные выводы обмоток покрываются несколькими слоями изоляционной ленты или заменяются, если изоляция их по всей длине имеет трещины, отслоения или механические повреждения.
При нарушении лобовых частей обмотки статора на дефектный участок наносится лак воздушной сушки. Подшипники заменяются на новые, если есть трещины, сколы, вмятины, цвета побежалости и другие неисправности. Посадку подшипника на вал обычно осуществляют путем предварительного его нагрева до 80...90°С в масляной ванне.
Установка подшипников осуществляется вручную с помощью специальных патронов и молотка или механизированным способом с использованием пневмогидравлического пресса.. Необходимо отметить, что в связи с внедрением единых серий электрических машин объем ремонта механической части резко сократился, т. к. уменьшилось число разновидностей подшипниковых щитов и крышек, появилась возможность заменять их новыми.
Порядок сборки электродвигателя зависит от его габарита и конструктивных особенностей. Для электродвигателей 1 - 4 габаритов после напрессовки подшипника устанавливается передний подшипниковый щит, вводится ротор в статор, надевается задний подшипниковый щит, надевается и крепится вентилятор и крышка, после этого устанавливается полумуфта. Далее согласно объему текущего ремонта проводятся прокрутка на холостом ходу, сочленение с рабочей машиной и испытание под нагрузкой.
Проверку работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом осуществляют следующим образом. После проверки действия защиты и сигнализации выполняют пробный пуск его с прослушиванием стука, шума, вибраций и последующим отключением. Затем электродвигатель запускают, проверяют разгон до номинальной частоты вращения и нагрев подшипников, измеряют ток холостого хода всех фаз.
Измеренные в отдельных фазах значения тока холостого хода не должны отличаться друг от друга более чем на ±5%. Разница между ними более 5 % указывает на неисправность обмотки статора или ротора, на изменение воздушного зазора между статором и ротором, на неисправность подшипников. Продолжительность проверки, как правило, не менее 1 часа. Работу электродвигателя под нагрузкой осуществляют при включении технологического оборудования.
Послеремонтные испытания электродвигателей согласно действующим Нормам должны включать две проверки - измерение сопротивления изоляции и работоспособность защиты. Для электродвигателей до 3 кВт измеряется сопротивление изоляции обмотки статора, а для двигателей более 3 кВт дополнительно . При этом у электродвигателей напряжением до 660 В в холодном состоянии сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм, а при температуре 60 °С - 0,5 МОм. Измерения производят мегаомметром на 1000 В.
Проверка срабатывания защиты машин до 1000 В при системе питания с заземленной нейтралью осуществляется непосредственным измерением тока однофазного короткого замыкания на корпус с помощью специальных приборов или измерением полного сопротивления петли "фаза - нуль" с последующим определением тока однофазного короткого замыкания. Полученный ток сравнивается с номинальным током защитного аппарата с учетом коэффициентов ПУЭ. Он должен быть больше тока плавкой вставки ближайшего предохранителя или расцепителя автоматического выключателя.
В процессе выполнения текущего ремонта для повышения надежности электродвигателей старых модификаций рекомендуется проводить мероприятия по модернизации. Простейшая из них - трехкратная пропитка обмотки статора лаком с добавкой ингибитора. Ингибитор, диффундируя в лаковую пленку и заполняя ее, препятствует проникновению влаги. Можно также проводить капсулирование лобовых частей с помощью эпоксидных смол, но при этом электродвигатель может стать неремонтопригодным.